Домашний кинозал CinemaScope

Эту статью мы посвящаем подробному описанию одной из наших профессиональных инсталляций…

Персональный кинозал – это место в Вашем доме не похожее ни на одну из многочисленных комнат… Обособленное помещение, в котором абсолютно каждый элемент будь то специализированное оборудование, аксессуары, мебель, да и интерьер в целом говорят о его назначении, а назначение принципиально одно – погружение в атмосферу происходящего на экране, будь то кино, концерт, компьютерная игра…, а может и любимое многими караоке…

Персональный кинозал в загородной резиденции

Поставленная задача

На этот раз перед нашей командой стояла задача по построению персонального кинозала в изолированном помещении, расположенном на цокольном этаже загородной резиденции… Помещение площадью 42м2 когда-то и кем-то было «подготовлено» для установки домашнего кинотеатра: была выполнена разводка акустических кабелей и кабелей для проектора; «позаботились» и об акустической подготовке – стены, обклеенные синтепоном и обтянутые тканью, добротный ковролин… всё так, как где-то видели на картинках!

Осмотр помещения под кинозал   Выезд на объект   Предстоит реконструкция

Комната с отделкой – подвесной потолок из гипсокартона, собранный на обычном металлическом «звенящем» каркасе, встроенное освещение, электрика и даже вентиляция. Проведя осмотр помещения и детально изучив состояние и качество имеющихся коммуникаций, мы предложили демонтировать практически всё и построить заново, и после представленной нами концепции будущего кинозала Заказчик не колеблясь согласился с нашим предложением…  

Проект частного кинозала   Проектирование помещения кинозал   Проектирование домашнего кинозала

Согласование проекта

Согласовав разработанный нами проект (дизайн помещения, акустическую подготовку, конструктивы) и набор оборудования с Заказчиком, мы приступили к кропотливой, интересной и любимой работе.
Для начала был проведён демонтаж потолка, настенного и напольного покрытия. В последствии пришлось демонтировать всю проводку, включая электрическую. По сути из имеющегося остались только металлические короба приточно-вытяжной вентиляции, которые потребовали незначительной доработки в плане шумо-вибро изоляции и дополнительного воздуховода для обеспечения эффективного отвода тепла из отсека с аудио-видео аппаратурой.
Надо отметить, что помимо всего прочего в помещении имелась ещё одна проблема, которую нам предстояло решить: при соблюдении относительной тишины было отчётливо слышно гудение водяных насосов, расположенных за стеной в техническом помещении.
Итак, проведя демонтаж старых коммуникаций, декоративной отделки и подготовив элементы системы вентиляции соответствующим образом, наши специалисты приступили к сборке технологических конструкций: потолка, стеновой обрешётки и каркаса фронтальной стены, в нишах которой, согласно проекту должны были располагаться фронтальные и центральная акустические системы, сабвуферы и стойка с аппаратурой. Помимо функции инсталляции аудио-видео оборудования у фронтальной стены есть ещё одно немаловажное назначение – это звукоизоляция помещения кинозала от шума тех самых насосов в соседнем техническом помещении, и благодаря сложной продуманной конструкции нам удалось полностью изолировать помещение от посторонних шумов. Упомянув сложность конструкции фронтальной стены необходимо отметить что её лицевая поверхность, скрытая за декоративной, звукопрозрачной тканью и внутренний конструктив, устроены таким образом, что способствуют поглощению вторичных отражений от её поверхностей и гашению внутренних колебаний. Все каркасы, обрешётка, подиум для кресел собраны из деревянного бруса и фанеры с применением специализированного демпфирующего крепежа, и виброакустического герметика. Полости собранных конструкций заполнены холофайбером и звукоизоляционными плитами Шуманет. По завершении сборки каркасов и конструктивов, фасадные элементы стен и потолка были задекорированы тканью, как раз той, которой были обтянуты стены изначально. Заказчик попросил её оставить и использовать в дальнейшем, а мы в свою очередь не стали возражать, так как по всем своим параметрам она нас вполне устраивала, как собственно и ковролин. В финальной части отделочных работ были установлены декоративные деревянные элементы: колонны, панели, наличники, рамки, раскладка и т.п. Была заменена входная дверь, на шумо-изолированный экземпляр.
В процессе производства работ была заменена вся электропроводка, которую разбили на 3 группы: питание АВ-оборудования; освещение; бытовые розетки и электроприводы кресел. В соответствии с проектом был выполнен монтаж слаботочных кабельных сетей для коммутации аппаратуры. Установив осветительное оборудование, электрическую фурнитуру и скоммутировав электрощит мы перешли к этапу установки аудио-видео комплекса.
Описывая этап инсталляции аудио-видео оборудования постараемся подробно рассказать о использованных нами технических решениях и выбранной для данного проекта аппаратуре.

Выбор оборудования

Подбирая подходящую для этого случая акустику мы остановили свой выбор на хорошо известной нам, и опробованной в похожих инсталляциях Procella Audio в конфигурации 7.2. Исходя из рекомендаций производителя, в качестве фронтальных и центральной акустических систем использовали активные заэкранные Procella Audio P815.

Акустические системы Procella P815 за экраном

Эти акустические системы, имея в арсенале усиление номинальных 250Вт (1000Вт в пике) для сателитной секции и 500Вт (1200Вт в пике) для низкочастотной способны обеспечивать уровень звукового давления в 105dB каждая (стандарт THX – THX Reference Level Playback) на расстоянии до 8 метров. В нашем случае расстояние до «лучших мест» («Gold Seats»), которые расположены по центру второго ряда порядка 5,5 метров, а предыдущая модель в линейке Procella Audio P8 рассчитанная на расстояние до 4 метров не подошла для нашего случая. Установлены акустические системы в специально спроектированных нишах за стационарным акустически прозрачным экраном, и именно такое расположение обеспечивает максимально правильную привязку звука к изображению. В качестве тыловых и задних (surround & back) акустических систем, в связке с Procella Audio P815, производитель строго рекомендует использовать Procella Audio P8 и лишь в качестве компромисса Procella Audio P6 и то при определённых условиях.

Тыловые акустические системы Procella P8

Установлены тыловые акустические системы на высотах и под соответствующими углами исходя из требований, предъявляемых Dolby Laboratories для многоканальных систем конфигурации 7.2, как, впрочем, и остальная акустика. Запитаны P8 4-х канальным усилителем ATI 3004 (4х300Вт при 8Ом-ах). Отметим что обе модели Procella Audio P815 и P8 имеют THX сертификат, и рекомендованы к использованию в THX сертифицированных кинозалах и студиях монтажа. В выборе сабвуферов руководствовались объёмом помещения и опять же таки авторитетными рекомендациями производителя. Объём нашего помещения равен 115м3 и подходящей конфигурацией стала пара сабвуферов Procella Audio P15, способных на требуемом уровне озвучить помещение до 200м3.

Активные сабвуферы Procella P18A

Каждый сабвуфер имеет на борту по два 15 дюймовых динамика, усилитель D-класса 2х350Вт и DSP-процессор с инсталляционными пресетами настроек. Установили сабвуферы в предусмотренные во фронтальной стене ниши, скрыв их от взора декоративными панелями, обтянутыми акустически прозрачной тканью. Кстати, все ниши, предусмотренные для монтажа акустических систем, изнутри обклеены поролоном толщиной 2 см.

Эта мера предпринята для предотвращения возникновения паразитных переотражений внутри ниш. Экран, как уже было упомянуто, фиксированный акустически прозрачный - Screen Research CLF серии Classic Line. Оптимальный размер экрана 120 дюймов шириной подобран исходя из расстояния до зрительских мест с учётом их двухрядного расположения, а кинотеатральный формат экрана с соотношением сторон 2.40:1 (CinemaScope — широкоэкранная анаморфированная кинематографическая система) позволяет в полной мере насладиться широкоформатным изображением, так же как и в профессиональном публичном кинотеатре.

Перфорированное полотно MultiPix 4K Sonic White 1.3

Полотно MultiPix™ 4K Sonic White 1.3, используемое в этом экране имеет микроперфорацию, делающую его акустически прозрачным.  Оно разработано с учётом требований, предъявляемых к 3D-изображению с активной технологией, и адаптировано к изображению высокой чёткости 4K – UltraHD. Обрамлён экран жёсткой рамой, обтянутой чёрным бархатом, благодаря чему картинка имеет чётко выраженные границы по периметру (без бликов и засветок) ну и в дополнении сам экран выглядит очень эффектно.

Проектор Sony VPL-VW500ES

В составе проекционной системы трудится высокотехнологичный 3D-проектор Sony VPL-VW500ES обеспечивающий реальное аппаратное 4K разрешение 4096 x 2160 пикселей (стандарт DCI для цифровых кинотеатров) и выдающий изображение с динамической контрастностью 200000:1. У этой модели так же есть такая необходимая для широкого формата функция как «память положения изображения», которая позволяет запоминать оптическую установку масштаба изображения в формате 16:9 и Синемаскоп. Соответственно в режиме просмотра кино проектор выдаёт картинку в формате 2.40:1 засвечивая всю площадь экрана, а в режиме спутникового ТВ, караоке и игровой приставки в формате 16:9.

Процессор ADA Suite 7.1 HD

За коммутацию источников сигнала и декодирование звуковых дорожек в системе отвечает профессиональный, THX Ultra2 сертифицированный АВ-процессор ADA Suite 7.1 HD поддерживающий современные аудио форматы Dolby TrueHD & DTS HD Master Audio. При помощи встроенного в процессор параметрического многополосного эквалайзера и с использованием программно-аппаратного комплекса Trinnov нами была произведена точная настройка системы с учётом акустических характеристик помещения (так называемая Room - коррекция), что в свою очередь позволило максимально раскрыть потенциал системы и добиться правильного, сбалансированного звучания. В качестве источников сигнала в системе использованы такие устройства как Blu-Ray проигрыватель Oppo BDP-105D, игровая приставка SONY PlayStation 4, медиаплеер Apple TV, спутниковый ресивер НТВ+, PLEX медиасервер с подобранной фильмотекой и возможностью добавления контента, а также профессиональная караоке система ART-SYSTEM. Так как с проигрывателями, игровыми приставками и медиаплеерами в общем то всё понятно, то вот караоке системы кардинально отличаются друг от друга и именно поэтому о караоке установленной в нашей системе расскажем по подробней. Имея большой опыт инсталляций различных мультимедийных систем с уверенностью можем сказать, что караоке ART SYSTEM лучшие из представленных на нашем рынке, и если раньше в ассортименте производителя было всего лишь две модели и обе в высшей ценовой категории, то на сегодняшний день модельный ряд расширен, а профессиональные решения стали гораздо доступней. В нашем проекте мы использовали флагманскую модель AST-100 содержащую более 50000 фонограмм студийного качества из которых более 10000 в сопровождении оригинальных видеоклипов. В комплекте поставляются три папки с каталогом песен, один из которых детский. Приятным дополнением является приложение для Apple, позволяющее с лёгкостью находить и запускать нужную композицию. Для профессионального сведения фонограммы с микрофонами в системе использован микшерный пульт Soundcraft EFX12 со встроенным процессором эффектов Lexicon со специальными настройками для караоке. Микшерный пульт так же даёт возможность хозяину подключать к системе электронные музыкальные инструменты, например, его любимый Gibson Les Paul. В качестве вокальных радиосистем мы установили профессиональные AKG DMS TETRAD c капсюлем P5.
Одной из важных задач при построении аудио-видео систем высокого класса, является обеспечение стабильного и «очищенного» от различных сетевых помех электропитания. В нашем случае стабильность обеспечивают мощные общедомовые стабилизаторы, а вот задача по фильтрации помех в электросети возложена на две консоли электропитания OEHLBACH PowerStation 909, которые крайне удачно с этим справляются. По мимо этого в составе системы имеется источник бесперебойного питания необходимый для поддержания работоспособности АВ-аппаратуры при отключении электроэнергии. Это необходимо для того, чтобы пользователь в такой ситуации, имел возможность штатным образом выключить систему для предотвращения выхода из строя её компонентов. Особенно важно это для проектора, в алгоритм выключения, которого заложена функция принудительного, равномерного охлаждения лампы.
Как и в любой профессиональной инсталляции, при построении кинозала невозможно обойтись без надёжных кронштейнов, стоек, крепежа и иной фурнитуры. Так, например, для установки проектора мы применили потолочное крепление марки CHIEF. Изделия этого производителя отличаются наличием множества удобных регулировок, благодаря чему процесс установки будь то проектора или даже видеостены значительно упрощается. Для установки усилителей, процессоров, источников сигнала и прочего оборудования в специально отведённый отсек нами была подобранна специализированная поворотно-выкатная 19 дюймовая стойка MiddleAtlantic AX-SXR-43 в комплекте со всевозможными монтажными аксессуарами. Хочется отметить, что шкафы и стойки MiddleAtlantic, пожалуй, лучшее решение для заказных инсталляций (custom installation). В прочем, выбранный нами вариант лучшее тому доказательство.

Рэковая стойка Middle Atlantic

Эта стойка позволяет устанавливать оборудование в закрытой нише (в условиях ограниченного доступа) и при этом обеспечивает дальнейшее удобное обслуживание.

Lutron GraficEye

Несколько слов скажем и о системе освещения кинозала. Относительно небольшое количество осветительных приборов разбито на 6 групп (6 световых зон) по количеству каналов головного блока Lutron GRAFIK Eye QS QSGRK-6PCE, а именно: 4 группы потолочных светильников, подсветка ступеней подиума и закарнизная подсветка второго уровня потолка. Большое количество световых зон, позволяет реализовать большее количество световых сценариев и даёт возможность гибкой настройки. В нашем проекте мы создали три основных сценария освещения: «КИНО», «КАРАОКЕ» и «ИГРА» плюс «ВКЛЮЧИТЬ ВСЁ» и «ВЫКЛЮЧИТЬ ВСЁ».

Запустить тот или иной сценарий можно нажатием соответствующей клавиши на лицевой панели головного блока Lutron GRAFIK Eye или включая нужный режим работы кинотеатра, выбрав требуемый источник сигнала… Соответствующий световой сценарий, при этом, запустится автоматически! Например, выбрав в качестве источника Blu-Ray проигрыватель, после нажатия клавиши «PLAY» запускается сценарий «КИНО» при этом весь головной свет плавно выключается, а подсветка ступеней подиума диммируется до уровня, не мешающего просмотру и в тоже время позволяющего, при необходимости, ориентироваться в тёмном помещении. При нажатии клавиши «ПАУЗА» система автоматически включает световой сценарий частичной подсветки, позволяющий свободно перемещаться по кинозалу во время перерыва. Остановка воспроизведения «СТОП» активирует сценарий «ВКЛЮЧИТЬ ВСЁ».

Система управления

Неотъемлемой частью любой сложной мультимедийной системы является система управления, и кинозал в данном случае не исключение. Продуманная и профессионально реализованная единая система управления делает процесс пользования кинозалом простым и непринуждённым, а пользователю не нужно запоминать какой пульт от куда и какие кнопки нажимать чтобы посмотреть кино, да ещё и щёлкать выключателями подбирая нужную комбинацию освещения. Удобный, интуитивно понятный графический интерфейс позволяет запустить систему в нужном режиме, как говорится: «нажатием одной кнопки…», ну или максиму двух! Построенный нами кинозал оборудован системой управления, созданной на базе оборудования RTI.

Интерфейс управления  Интерфейс управления BD-плеером  Интерфейс управления медиасервером

В частности, в качестве основного интерфейса управления используется IPad Air 2 с установленным программным обеспечением RTiPanel. Специально для хранения и зарядки iPad при входе в кинозал установлена встраиваемая в стену моторизованная док-станция iRoom PBG-5. В качестве альтернативного (дублирующего) интерфейса в системе предусмотрен универсальный пульт управления RTI T3-x, удобство которого заключается в наличии физических кнопок, которыми удобно пользоваться «в слепую», в то время как на IPad интерфейс более наглядный. Роль управляющего контроллера, связывающего все компоненты системы, выполняет RTI XP-6 передавая сигналы управления по протоколам RS-232 и InfraRed (IR). Связь IPad и УПДУ RTI T3-x с контроллером осуществляется по Wi-Fi.

Коммутация

Продолжая повествование, считаем необходимым упомянуть и коммутацию. Дело в том, что в высококлассных аудио-видео системах важен абсолютно каждый элемент и уделив чему-то меньше внимания можно свести практически на нет все приложенные усилия. В полной мере это относится и к кабелям, связывающим компоненты системы. Для коммутации нашей системы мы, преимущественно, использовали кабельную продукцию OEHLBACH – это и межкомпонентные балансные кабели, высококачественный инсталляционный акустический кабель и HDMI кабели. Так же на большинстве устройств были заменены и штатные сетевые кабели.
На этом, пожалуй, закончим описание технической части нашего проекта и в заключении поговорим об интерьере и его элементах.

Интерьер кинозала и кресла

Одной из особенностей инсталляций подобного уровня, как правило, является скрытая установка технической части системы, и всё что остаётся доступно взору хозяина – это красивый, оформленный в соответствующем стиле интерьер. Как уже было сказано в первой половине статьи: большинство используемых в отделке материалов – специализированные, обладающие требуемыми акустическими свойствами – это и акустические ткани, и специализированные акустические панели. Интерьер созданного нашей командой кинозала оформлен в классическом стиле, в тёмных тонах, включая потолок. Использование тёмных цветов и оттенков в интерьерах кинозалов рекомендовано стандартами международной ассоциацией CEDIA. Используемые отделочные материалы должны обладать свето-поглощающими свойствами, не давать бликов и с минимальным коэффициентом отражать свет, что в противном случае может привести к излишней засветке помещения. Все эти меры способствуют усилению эффекта погружённости и позволяют зрителям не отвлекаться от происходящее на экране. В отделке также использованы элементы из натурального дерева и шпонированные элементы, изготовленные на заказ. При проектировании кинозала мы старались максимально эффективно использовать объём помещения, в результате чего, слева от экрана (симметрично аппаратному отсеку) был изготовлен отсек (шкаф) для хранения различных аксессуаров, дисков и т.п. В этом отсеке установлена подсветка, не связанная с общей системой освещения, работающая от концевого выключателя. В кинозале установлены специализированные кресла и диваны CINEAK, обеспечивающие особый комфорт зрителям.

Первый ряд посадочных мест оборудован удобными диванами CINEAK Cosymo, обтянутыми высококачественной бархатистой тканью. Второй ряд (VIP – места) оснащён стильными, моторизованными креслами CINEAK Ferrier с кожаной отделкой, оснащёнными металлическими подстаканниками и подставкой для пульта управления. Всё это в совокупности создаёт в кинозале неповторимую, индивидуальную и очень комфортную атмосферу располагая посетителей к приятному времяпрепровождению...

В заключение

Каждый раз, создавая мультимедийные системы различного уровня и назначения, ждёшь момента финального запуска… предпоказа так сказать, что бы в полной мере насладиться результатом своего труда. Так и в этот раз…, чем ближе к завершению работ, тем чаще и с большим интересом, каждый задействованный в строительстве кинозала задавал один и тот же вопрос: «…ну когда же кино...?». И вот кино наступило… Усаживаемся поудобней в кресло, подстраивая его под себя (регулируемая спинка, выезжающая подставка для ног…). Взяв в руки планшет и заранее установив Blu-Ray диск с «Гравитацией», нажимаем «PLAY» и безупречно работающая автоматика запускает процесс… Следуя за плавно гаснущим светом, чувствуешь, как безвозвратно погружаешься в завораживающую космическую тьму, оказавшись в невесомости бок о бок с героем Джорджа Клуни, а центр управления полётом выходит на связь: «…Хьюстон вызывает Эксплорер…». Проекционная система создаёт поразительно реалистичную, объёмную 3D картинку, разглядывая которую невольно начинаешь ощущать мурашки в ногах, находясь на высоте 600 километров… Звуковая система кинозала, работает с такой точностью, что, даже закрыв глаза можно безошибочно, на слух, определить где в данный момент находится доктор Стоун и в какую сторону летит Кавальски на своём реактивном ранце… Акустика с одинаковой чёткостью воспроизводит как громкие, так и еле различимые звуки, демонстрируя огромный динамический диапазон… Бас невероятно мощный, быстрый, собранный и во время катастрофического столкновения Эксплорера с космическим мусором взрывы ощущаешь всем телом… Кресло вибрирует так, как если бы была установлена система тактильных эффектов (типа ButtKicker). Вместе с тем, даже на высоком уровне громкости не возникает ни малейшего ощущения дискомфорта, а общие впечатления от просмотра таковы, что с первых минут полностью погружаешься в воссозданную режиссёром атмосферу на столько, что «Земля уходит из под ног…», ведь на сей раз мы оказались в космосе, а гравитация здесь… отсутствует!

Следующий кейс

Заявка на рассчет стоимости

Отправьте заявку и мы рассчитаем для вас стоимость услуги. Вы можете прикрепить файл (чертеж, фото).